Макаров Михаил Михайлович

Глава администрации муниципального образования

График приема граждан
Оформление ранее возникших прав на объекты недвижимости

23 декабря 2021

Оформление ранее возникших прав на объекты недвижимости

Оформление ранее возникших прав на объекты недвижимости29 июня 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2020 N 518-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Настоящим законом органам местного самоуправления отнесены новые полномочия по выявлению правообладателей ранее учтённых объектов недвижимости и направлению сведений о правообладателях этих объектов для внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

- Что означает ранее учтенные объекты недвижимости?

Согласно частей 4, 9 ст. 69 Закона о регистрации ранее учтенными объектами недвижимости являются:

- объекты, в отношении которых был осуществлен технический учет или государственный учет до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (01.03.2008),

- объекты, государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права, на которые зарегистрированы в ЕГРН и не прекращены,

- объекты, в отношении которых права возникли до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (31.01.1998), и не прекращены, сведения о правах не внесены в ЕГРН и государственный кадастровый учет не осуществлялся.

Федеральный закон № 518-ФЗ конкретизирует, что закон применяется к объектам, на которые документы были оформлены до дня вступления в силу 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (31.01.1998) и права не зарегистрированы в ЕГРН (п. 3 ст. 5 ФЗ № 518-ФЗ).

- Какая недвижимость относится к ранее учтенным объектам недвижимости?

Закон о регистрации в ст. 69 и Федеральный закон № 518-ФЗ не содержат ограничений по видам объектов недвижимости, следовательно, к ранее учтенным объектам недвижимости могут относиться все виды объектов недвижимости, в том числе земельные участки, объекты капитального строительства — здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства.

- Как узнать, что вы собственник ранее учтенного объекта недвижимости и что с этим делать?

Право собственности нужно подтвердить правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами, например,

в отношении земельного участка — свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993 № 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 № 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 № 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения" (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ), выписки из похозяйственных книг.
в отношении ОКС — договор безвозмездной передачи квартиры в собственность, архивные документы органов власти и органов технической документации.

Кроме того, права на ранее учтенные объекты, полученные по наследству, могут подтверждаться свидетельством о праве на наследство.

Законом не ограничен перечень документов, представляемых в качестве оснований для внесения в ЕГРН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.

В связи с этим сведения о ранее учтенном объекте недвижимости могут быть внесены в ЕГРН на основании любого документа, устанавливающего или подтверждающего право заинтересованного лица на соответствующий объект недвижимости, при этом такой документ должен быть выдан уполномоченным органом (организацией), отвечать требованиям законодательства, действовавшего в месте издания соответствующего документа на момент его издания (Письмо Минэкономразвития России от 18.04.2017 № ОГ-Д23-4496)

- Кто и как будет выявлять эти объекты недвижимости?

Органы местного самоуправления (Администрации муниципальных образований в лице своих структурных подразделений), в порядке, предусмотренном ст. 62,1 Закона о регистрации в редакции ФЗ от 30.12.2020 № 518-ФЗ.

Последовательность действий органов местного самоуправления по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости (далее – правообладатели) определена в новой статье 69.1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) и включает следующие этапы:

1 этап: Сбор информации о ранее учтенных объектах недвижимости.

Проводится анализ сведений, имеющихся в распоряжении органа местного самоуправления, в том числе архивных, и направление запросов в органы власти, организации, осуществлявшие до даты вступления в силу Закона № 122-ФЗ учет и регистрацию прав на объекты недвижимости (например, БТИ), нотариусам, в налоговые органы, органы внутренних дел, Пенсионный фонд РФ.

2 этап: Подготовка проекта решения о выявлении правообладателя и направление его правообладателю, размещение его на сайте муниципального образования и направление копии проекта решения лицу, выявленному в качестве правообладателя.

По итогам мероприятий и сбора информации орган местного самоуправления готовит проект решения о выявлении правообладателя, содержание проекта определено в ч. 6 ст. 69.1 Закона о регистрации.

Проект решения не нужно подготавливать в следующих случаях:

- если ответы на запросы содержат противоречивую информацию,

- если выявленный ранее учтенный объект является зданием, сооружением, объектом незавершенного строительства, прекратившими свое существование.

3 этап: Органом местного самоуправления принимается решение о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта, если в течение 45 дней не поступят возражения.

4 этап: Направление заявления о внесении сведений в ЕГРН.

В течение 5 рабочих дней с момента принятия решения о выявлении правообладателя орган МСУ направляет в орган регистрации: заявления о внесении в ЕГРН одновременно сведений о ранее учтенном объекте и о правообладателе, либо заявление о внесении в ЕГРН только сведений о правообладателе, если сведения об объекте (кадастровый/условный номер) имеются в ЕГРН.

В этот же срок копия решения о выявлении правообладателя направляется лицу, выявленного в качестве правообладателя, по адресу регистрации, а при наличии адреса электронной почты – только по электронной почте.

- Зачем вносить сведения в ЕГРН гражданам?

К преимуществам процедуры выявления правообладателей ранее учтенных объектов можно отнести для правообладателей:

-доступность и достоверность сведений об объектах недвижимости, являющихся ранее учтенными,

- повышение качества услуг по учету недвижимости и регистрации прав,

- защита правообладателей от неправомерного изъятия земельного участка, при согласовании границ земельного участка, в случае возмещения убытков от ограничения прав,

-своевременное информирование правообладателей об установлении охранных зон, ином ограничении прав,

-снижение количества судебных споров, связанных с отказами в учете и государственной регистрации, о признании права собственности на ранее учтенные объекты, в том числе после наследования.

Преимущества для государства:

-дополнительные налоговые поступления в бюджет

-благоприятное влияние на инвестиционную деятельность

-Могут ли органы власти самостоятельно вносить данные о правообладателе?

Согласно новой редакции ч. 3 ст. 69 Закона о регистрации государственная регистрация прав на ранее учтенные объекты недвижимости является обязательной при внесении сведений о таких объектах недвижимости как о ранее учтенных в ЕГРН в случае, если с заявлением о внесении сведений о соответствующем объекте недвижимости как о ранее учтенном обратился правообладатель объекта недвижимости. В указанном случае заявление о государственной регистрации прав подается одновременно с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости

Да, при отсутствии возражений выявленного правообладателя орган местного самоуправления самостоятельно направляет орган регистрации прав соответствующее решение.

Следует отметить, что данные о правообладателе вносятся в сведения кадастра недвижимости, а не реестра прав.

- Какой механизм выявления правообладателей?

Последовательность действий органов местного самоуправления по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости (далее – правообладатели) определена в новой статье 69.1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) и включает следующие этапы:

1 этап: Сбор информации о ранее учтенных объектах недвижимости.

Проводится анализ сведений, имеющихся в распоряжении органа местного самоуправления, в том числе архивных, и направление запросов в органы власти, организации, осуществлявшие до даты вступления в силу Закона № 122-ФЗ учет и регистрацию прав на объекты недвижимости (например, БТИ), нотариусам, в налоговые органы, органы внутренних дел, Пенсионный фонд РФ.

2 этап: Подготовка проекта решения о выявлении правообладателя и направление его правообладателю, размещение его на сайте муниципального образования и направление копии проекта решения лицу, выявленному в качестве правообладателя.

По итогам мероприятий и сбора информации орган местного самоуправления готовит проект решения о выявлении правообладателя, содержание проекта определено в ч. 6 ст. 69.1 Закона о регистрации.

Проект решения не нужно подготавливать в следующих случаях:

- если ответы на запросы содержат противоречивую информацию,

- если выявленный ранее учтенный объект является зданием, сооружением, объектом незавершенного строительства, прекратившими свое существование.

3 этап: Органом местного самоуправления принимается решение о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта, если в течение 45 дней не поступят возражения.

4 этап: Направление заявления о внесении сведений в ЕГРН.

В течение 5 рабочих дней с момента принятия решения о выявлении правообладателя орган МСУ направляет в орган регистрации: заявления о внесении в ЕГРН одновременно сведений о ранее учтенном объекте и о правообладателе, либо заявление о внесении в ЕГРН только сведений о правообладателе, если сведения об объекте (кадастровый/условный номер) имеются в ЕГРН.

В этот же срок копия решения о выявлении правообладателя направляется лицу, выявленного в качестве правообладателя, по адресу регистрации, а при наличии адреса электронной почты – только по электронной почте.

- Советы и рекомендации собственникам недвижимости?

В настоящее время граждане освобождены от оплаты госпошлины за регистрацию ранее возникших прав, таким образом каких-либо дополнительных обременений финансовых внесение сведений в ЕГРН не потребует.

Согласно действующему законодательству ранее возникшие права считаются действующими вне зависимости от внесения сведений о них в ЕГРН.

При этом, если правообладатель пожелает продать или подарить такой объект недвижимости, иным образом распорядиться, ему обязательно нужно зарегистрировать на него своё право.

Таким образом, внесение сведений о ранее учтенном объекте в ЕГРН является необходимым условием для распоряжения недвижимостью, выявление правообладателей ранее учтенных объектов способствует ускорению гражданского оборота и доступности сведений ЕГРН.

Дата создания: 23-12-2021
Дата последнего изменения: 23-12-2021
Администрация муниципального образования «Ладушкинский городской округ» Калининградской области

  ТелеграммВконтактеОдноклассники

Адрес: 238460 Калининградская область, г. Ладушкин, ул. Победы, д.23
Телефон: +7 (40156) 66-383
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: